Пилоты под давлением: тревожность, депрессия и алкоголь — скрытые угрозы в кабине самолёта
Недавнее исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Public Health, проливает свет на психологическое состояние французских пилотов гражданской авиации. Результаты вызывают тревогу: каждый четвертый участник опроса сообщил о симптомах тревожности, более 13% — о признаках депрессии, а более трети признались в злоупотреблении алкоголем.
С сентября по октябрь 2022 года Национальный союз пилотов авиалиний Франции (SNPL) разослал своим членам анонимную онлайн-анкету. Всего в опросе приняли участие 1 220 пилотов. Большинство из них — мужчины (почти 91%), средний возраст — около 45 лет. Примерно половина респондентов занимала должность капитана, а 44% выполняли дальнемагистральные рейсы.
Согласно шкале тревожности и депрессии (HAD), 25,4% пилотов сообщили о симптомах тревожности, из них 14,4% — о подозрении на тревожное расстройство, а 11% — о подтвержденном тревожном расстройстве. Что касается депрессии, то 13,1% участников имели аномальные показатели: 8,9% — подозрение на депрессивное расстройство и 4,2% — подтвержденное депрессивное расстройство.
Особое беспокойство вызывает факт, что 40,1% пилотов признались в злоупотреблении алкоголем. Это может быть связано с попытками справиться со стрессом и усталостью, которые часто сопровождают профессию пилота.
Около 28% пилотов признались, что не сообщают о своих психологических симптомах авиационным медикам из-за опасений потерять медицинскую лицензию. Однако более половины опрошенных отметили, что были бы готовы открыто говорить о своих проблемах, если бы не боялись последствий для своей карьеры.
Примерно 15% пилотов обращались за психологической помощью в течение последнего года, а 12,5% чувствовали себя изолированными в своих переживаниях. Это свидетельствует о необходимости создания более поддерживающей среды для обсуждения и решения психологических проблем в авиационной отрасли.
Исследование выявило несколько факторов, связанных с повышенным риском тревожных и депрессивных расстройств: выполнение многосегментных рейсов, высокий уровень усталости, женский пол, чувство изоляции, длительное использование медикаментов, неинформирование авиационных медиков о симптомах и наличие финансовых трудностей. Интересно, что пилоты, работавшие более 40 часов в предыдущем месяце, имели сниженный риск подтвержденного тревожного расстройства. Это может указывать на то, что более активная профессиональная деятельность способствует лучшему психологическому состоянию, возможно, за счет чувства востребованности и рутины.
Результаты исследования подчеркивают необходимость разработки и внедрения программ профилактики и поддержки психического здоровья пилотов. Особое внимание следует уделить созданию условий, при которых пилоты могут открыто обсуждать свои психологические проблемы без страха перед потерей работы.
Также важно проводить регулярные тренинги по управлению стрессом и усталостью, а также обеспечивать доступ к профессиональной психологической помощи. Только комплексный подход позволит улучшить психическое здоровье пилотов и, как следствие, повысить общую безопасность полетов. В свете этих данных становится очевидным, что забота о психическом здоровье — не только вопрос благополучия самих летчиков, но и важный аспект обеспечения безопасности пассажиров и эффективности всей авиационной отрасли.