Учёные выяснили, что плесень в школах не приводит к росту случаев возникновения астмы
Недавнее финское исследование опровергло распространённое представление о том, что плесень в школьных зданиях способствует развитию астмы у детей. Работа проводилась масштабно: в ней участвовали 110 школ начального и среднего звена, а за здоровьем более 30 тысяч учеников следили на протяжении шестнадцати лет, используя национальные медицинские реестры. Такие данные дают редкую возможность увидеть картину не на коротком отрезке времени, а в долгосрочной перспективе.
Многие привыкли думать, что плесень автоматически означает проблемы с дыханием. Отчасти это правда, если речь идёт о постоянном месте жительства. Там она действительно может поспособствовать развитию астмы. Это подтверждали предыдущие исследования: проживание в условиях повышенной влажности и микробного загрязнения повышает риск появления респираторных симптомов. Но никто раньше не изучал, как такая ситуация в школьных зданиях влияет на развитие болезни. В этом и заключается уникальность новой работы. Учёные объясняют расхождение результатов с домашними исследованиями просто. Дети проводят в школе меньше времени, чем дома. Это очевидно: даже если занятия идут пять дней в неделю, продолжительность пребывания ограничена учебным днём. Дома человек живёт постоянно — спит, отдыхает, дышит этим воздухом круглые сутки. Кроме того, школы часто строят по иным стандартам. Там другие вентиляционные системы, зачастую более эффективные, а материалы и конструкции могут отличаться. Всё это уменьшает воздействие вредных веществ.
Исследователи подчёркивают, что лучшим способом оценить степень повреждений остаются технические обследования зданий. Именно они дают объективное представление о том, насколько серьёзна ситуация. По словам специалистов, иногда масштабы скрытых повреждений переоценивают, особенно когда речь идёт о государственных учреждениях. Это не значит, что их не нужно устранять. Ремонт оправдан хотя бы с точки зрения поддержания зданий в хорошем состоянии. Но паниковать по поводу астмы не стоит.
В 2004 году специалисты собрали данные обо всех 110 школьных зданиях, используя отчёты технических инспекций. Результаты показали, что серьёзные повреждения — не редкость. В 44 школах зафиксировали обширные повреждения, а в 38 — чересчур обширные. В пяти случаях здания пришлось полностью снести из-за слишком большого ущерба. Это звучит впечатляюще, и кажется, что при таких масштабах должны были появиться сотни больных детей. Но статистика говорит обратное. В общей сложности учёные наблюдали за состоянием здоровья более 30 тысяч учеников. За 16 лет у 1035 человек впервые диагностировали астму. Эта цифра может показаться большой, но важно то, что частота заболевания была одинаковой вне зависимости от того, учились ли дети в школах с плесенью или без неё. Проще говоря, наличие повреждений не повлияло на риск возникновения болезни. Дети заболевали с одинаковой вероятностью и в относительно новых зданиях, и в тех, что уже давно нуждались в ремонте.
Тем не менее, никто не говорит о том, что плесень в школах безвредна. Её устранение по-прежнему важно — хотя бы для сохранности зданий и комфорта людей. Но теперь можно с большей уверенностью утверждать, что массового влияния на астму у детей она не оказывает. Это важный результат, который может повлиять на подходы к ремонту и приоритеты финансирования. Вместо того чтобы тратить ресурсы на борьбу с малозначимым фактором, возможно, стоит обратить внимание на другие аспекты здоровья детей — например, качество воздуха в домах, питание или физическую активность.


