В период первого ковидного локдауна исследователи Венского университета решили изучить влияние стресса, настроения и социальных взаимодействий на привычки «нездорового » питания. Они собрали данные почти 800 участников из Австрии, Италии и Германии. И вот что интересно – результаты оказались совсем не такими, как ожидалось.
Вопреки распространенному мнению, оказалось, что плохое настроение и уменьшение социальных контактов на самом деле снижали потребление «вредной » пищи и удовольствие от неё. А мы-то думали, что горе заедаем пачками чипсов! При этом «нездоровая » еда действительно помогала поддерживать уже имеющееся хорошее настроение и снижать стресс – но вот поднять его из негативного в позитивное она не могла. Это исследование, проведенное психологами Аной Стийович и Джорджией Силани из Венского университета, недавно опубликовано в научном журнале Biological Psychiatry.
В предыдущих исследованиях ковидные локдауны связывали с резким ростом нездорового пищевого поведения. Психологические причины такого поведения оставались неясными, но предполагалось, что это попытка справиться с нарушенными социальными привычками и негативными чувствами.
Чтобы разобраться в этой связи, международная команда под руководством Аны Стийович и Джорджии Силани из Департамента клинической и здоровой психологии Венского университета проанализировала данные, собранные во время первого локдауна COVID-19 в Австрии, Италии и Германии.
Почти 800 участников несколько раз в день в течение семи дней подряд сообщали о моментальном стрессе, настроении, желании еды, богатой сахаром, жирами и солью, потреблении и удовольствии от такой пищи, а также о количестве и качестве социальных взаимодействий. Ученых интересовали такие продукты, как шоколад, чипсы, фастфуд, сладости и сыр.
«Вопреки нашим ожиданиям, результаты показали, что позитивное настроение, а также количество и качество социальных взаимодействий были связаны с большим потреблением и удовольствием от 'нездоровой' пищи, в то время как негативное настроение и меньший социальный контакт – с меньшим потреблением и удовольствием «, – комментирует Джорджия Силани, доцент Венского университета.
Ну что, получается, мы едим вредную еду вовсе не когда грустим, а когда нам весело?
Силани добавила: «Совместный прием пищи играет важную роль в поддержке сближения, и эти случаи подразумевают большее предложение еды, чем в частных условиях. Поэтому потребление пищи также выше. Помимо еды, мы обнаружили, что отсутствие социальных взаимодействий также было связано с меньшим потреблением широкого спектра других 'наград', таких как просмотр телевизора или курение «. В то же время потребление «нездоровой » пищи было связано со снижением стресса и повышением спокойствия, что говорит о том, что «нездоровая » пища все-таки использовалась для регулирования настроения. Но – важный момент – еда служила для поддержания уже позитивного настроения, а не столько для поднятия негативного.
Эти результаты подчеркивают сложное взаимодействие между эмоциональными и социальными факторами, влияющими на «нездоровое » пищевое поведение.