Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь с нашими специалистами.
Время работы:
Стационар: 24/7
Консультации: с 8:00 до 18:00
Запись на консультацию:
Мы в соц. сетях:
RU
RU
Открыть меню
Мы в соц. сетях:
Время работы:
Стационар: 24/7
Консультации: с 8:00 до 18:00
Записаться на приём

Образование не меняет мозг: ученые развенчали миф о связи учебы и структуры серого вещества

Ученые развенчали миф о связи учебы и структуры серого вещества

Фото: Unsplash. Автор: Ivan Aleksic

Дорогие читатели, представьте себе: вы упорно грызете гранит науки в школе и университете, а ваш мозг от этого даже не меняется! Как же так? Разве знания не должны стучаться в черепную коробку и перестраивать ее на клеточном уровне? Оказывается, нет.

Недавно ученые из Великобритании провели любопытное исследование и выяснили, что дополнительный год обязательного образования не приводит к каким-либо долговременным структурным изменениям в мозге. Результаты этой работы, опубликованные в журнале eLife, опровергают распространенные теории о том, что образование улучшает «резервы » нашего главного органа. Эксперты проанализировали данные МРТ более 30 000 британцев, часть из которых попала под действие реформы, повысившей возраст обязательного школьного обучения до 16 лет. Ученые сравнили показатели мозга у тех, кто учился год «до » и «после » этого нововведения. И что же выяснилось? Различий практически не оказалось.

Оказывается, знания сами по себе не меняют толщину коры головного мозга, его поверхность и другие важные характеристики. Видимо, на наш интеллект влияют не только годы за партой, но и множество других факторов — от генетики до социального окружения. Конечно, образование по-прежнему остается ключом к успеху. Но теперь мы знаем, что оно не перестраивает наши мозги в буквальном смысле. Выходит, чем больше знаний мы накапливаем, тем больше места для новых загадок! Между тем, авторы исследования отмечают, что их работа не учитывала краткосрочные эффекты образования. Возможно, ежедневные занятия и зубрежка все же оказывают некоторое влияние на структуру «серого вещества «. Но вот спустя годы он полностью сходит на нет. Видимо, наш мозг — штука очень устойчивая и привыкшая к постоянным нагрузкам.

Также стоит отметить, что эксперимент был проведен только на британцах. Возможно, ситуация выглядела бы иначе, если бы в исследовании участвовали представители других стран с разными образовательными системами. Но пока ученые не готовы распространять свои выводы на весь мир.

Интересно, что полученные данные прямо противоречат устоявшимся представлениям о том, что более высокий уровень образования обязательно ведет к улучшению структуры мозга и, как следствие, когнитивных способностей. На самом деле все гораздо сложнее. Это невероятно гибкий и изменчивый орган, который подстраивается под условия окружающей среды. И образование — лишь один из множества факторов, влияющих на его развитие.

К примеру, известно, что на мозговую анатомию и функции куда больше влияют такие вещи, как физическая активность, питание, стресс, генетика и даже социальные связи. Так что не стоит во всем полагаться только на школу и университет. Нужно заботиться о мозге и поддерживать его здоровье всеми доступными способами.

Впрочем, нельзя сказать, что образование совсем не дает ничего мозгу. Многочисленные исследования показывают, что более образованные люди в целом имеют лучшие когнитивные способности и, как следствие, меньше рискуют столкнуться с возрастными нейродегенеративными заболеваниями. Вероятно, сами по себе знания и навыки, полученные в процессе обучения, и формируют некий «резерв » для мозга. Другими словами, образование, возможно, не меняет структуру «серого вещества «, но зато делает его более эффективным и устойчивым к внешним воздействиям. Недаром ученые давно говорят, что чем больше человек знает, тем лучше он может противостоять деменции и болезни Альцгеймера.

Так что образование по-прежнему остается очень важным фактором для здоровья мозга. Правда, теперь мы знаем, что его воздействие не ограничивается лишь физическими изменениями «серого вещества «. Гораздо больше значения имеют приобретенные в процессе обучения знания, навыки и модели поведения. Они помогают нам эффективнее использовать наши умственные способности на протяжении всей жизни.

В любом случае, новые данные заставляют по-новому взглянуть на роль образования в развитии мозга. Возможно, ученые еще не раз удивят нас, открыв новые грани этого удивительного органа. Ведь тайн в его работе по-прежнему остается немало. И даже самые современные технологии визуализации пока лишь приоткрывают завесу над его функционированием. Не спешите расстраиваться, если учеба дается вам с трудом. Ваши умственные способности зависят от множества факторов, не только от количества полученных знаний. Главное — поддерживать здоровье мозга всеми доступными способами: питайтесь полезно, занимайтесь спортом, общайтесь с друзьями и почаще проходите медицинские осмотры. И тогда ваше «серое вещество » будет служить вам верой и правдой на протяжении всей жизни!

Новость написана редакцией портала "Phag-Rostov" на основании источника

Читайте также:

📰 Революция в регенеративной медицине: создан инновационный подход к костной регенерации
📰 Депрессия у подростков: почему девочки страдают чаще мальчиков и как это связано с биологическими особенностями
📰 Учёные нашли "иммунный звонок" в мозге: ключ к лечению депрессии и тревожности
📰 Как витамин D управляет развитием плода: открытие японских учёных переворачивает науку
📰 Нарциссизм в современном обществе: как социальные сети влияют на нашу самооценку и взаимоотношения с окружающими
📰 Тропические циклоны: невидимая угроза младенцам в бедных странах
Все новости

Рекомендуем почитать:

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ

Оставьте свои данные и наш оператор перезвонит вам в течение 15 минут в рабочее время или на следующий рабочий день

Идет отправка...
Заявка успешно отправлена! Мы скоро свяжемся с Вами
Извините, Вы уже заказали запись на приём. Дождитесь звонка от наших специалистов.
Произошла ошибка Отправить запрос не удалось

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы