Недавно опубликованное исследование заставляет взглянуть на многоязычие под совершенно новым углом. Оно добавляет важные детали в картину, которую мы только начинаем разбирать, — как знание нескольких языков влияет на развитие мозга. Особенно это касается детей с аутизмом. Результаты впечатляют и местами даже шокируют, но обо всём по порядку.
Что же нашли учёные? Во-первых, дети, говорящие сразу на нескольких языках, — это не просто маленькие полиглоты, а настоящие мастера когнитивных задач. У них лучше работают так называемые исполнительные функции мозга. Если проще, это те самые навыки, которые помогают не отвлекаться, быть гибкими и вовремя подстраиваться под обстоятельства. Учёные выделили три ключевые области. И самое интересное — для детей с аутизмом эти навыки проявляются ещё ярче:
- Умение подавлять ненужные раздражители. Например, сосредотачиваться на уроках, когда за окном кто-то громко косит траву.
- Гибкость в переключении задач. Это как переобуться на ходу — сначала решать уравнение, а потом тут же отвечать на вопрос о вчерашнем фильме.
- Способность видеть мир чужими глазами.
Результаты исследования говорят о том, что многоязычие может стать своеобразным «тренажёром» для мозга. Дети с аутизмом, которые говорят на двух языках, показывают улучшения в общении. Им проще выразить свои мысли, понять собеседника. А ещё, что особенно радует родителей, у таких детей уменьшается количество повторяющихся действий. Это те самые ритуалы, когда ребёнок, например, часами крутит один и тот же предмет. Но вот что удивляет: двуязычие помогает развивать ещё и социальные навыки. Исследователи считают, что мозг, который вынужден переключаться между языками, лучше справляется с задачей «встать на место другого». То есть такой ребёнок может лучше понять, что чувствует его друг или учитель.
Важно отметить ещё одну деталь. Это исследование развенчивает старый миф, который до сих пор пугает многих родителей. Часто говорят, что детям с аутизмом сложно учить два языка, что это якобы только замедлит их развитие. Но результаты показывают прямо противоположное. Никакого вреда. Зато есть ощутимые плюсы, которые могут изменить жизнь ребёнка. И давайте признаем: родители часто боятся того, что кажется сложным. А тут учёные прямо говорят — не бойтесь!
Исследование проводилось на детях в возрасте от 7 до 12 лет. Участвовали больше 100 человек, часть из них — с аутизмом, часть — без. Основными языками были испанский и английский. Оценивали когнитивные навыки через опросы родителей, которые наблюдали за своими детьми в повседневной жизни. Конечно, у любого исследования есть свои ограничения. И авторы это прекрасно понимают, поэтому они уже работают над расширением. В планах:
- Увеличить выборку до 150 детей с аутизмом.
- Провести дополнительные тесты, чтобы более точно измерить когнитивные способности.
- Включить языковые тесты — всё-таки речь идёт о многоязычии.
- Добавить мозговую визуализацию, чтобы «заглянуть внутрь» и понять, что именно происходит с нейронными связями.
Всё это звучит как сухие научные факты. Но если задуматься, это исследование имеет огромное значение. Оно может изменить подходы к обучению детей с аутизмом. Возможно, школы начнут более активно поддерживать изучение языков, а родители перестанут бояться давать ребёнку сложные задания. И давайте не забывать о простом человеческом аспекте. Все эти «исполнительные функции», о которых говорят учёные, на самом деле — это ключи к более лёгкой и счастливой жизни. Ведь что значит уметь сосредотачиваться, быть гибким и понимать других? Это значит находить друзей, справляться с трудностями и радоваться успехам.