Как человеческий мозг воспринимает звуки, слова и смыслы, создавая единую гармонию речи
Ученые из Нью-Йоркского университета провели крайне важное исследование. В ходе работы специалисты выяснили, что мозг способен одновременно удерживать и обрабатывать несколько источников информации — звуки, слова, смыслы — и при этом не даёт им мешать друг другу. Руководитель проекта, доктор Лаура Гуильямс, объясняет, что мозг перемещает информацию между разными участками с течением времени. Это позволяет, например, одному потоку слов уже двигаться дальше, пока второй ещё обрабатывается.
Профессор психологии и лингвистики Алек Марранц добавляет, что эта система кодирования оптимально балансирует хранение информации во времени и минимизацию накладок между различными словами и звуками. То есть мозг не просто воспринимает звук, преобразует его в слово и смысл — он ещё распределяет нагрузку так, чтобы не создавать путаницу. Насколько же невероятно гибок и динамичен человеческий мозг: мы привыкли думать, что речь воспринимается линейно, но на деле всё гораздо сложнее.
Известно, что для понимания речи мозгу необходимо превращать звуки в значения. Он извлекает сначала звуки, затем слоги, потом слова, далее фразы и, наконец, смысл. Однако как именно эти уровни работают одновременно и быстро — было плохо изучено. Участники эксперимента – носители английского языка – прослушивали аудиокниги общей длительностью два часа. Во время прослушивания использовался метод магнитоэнцефалографии — измерялись магнитные поля, создаваемые электрической активностью мозга. Именно благодаря этим данным учёные смогли увидеть, как различные уровни — от звука до смысла — двигались по разным участкам мозга.
Учёные объясняют, что динамический процесс охватывает все уровни этой языковой иерархии одновременно. При этом скорость, с которой информация перемещается между нейронными паттернами, зависит от уровня функции: звуки перемещаются быстро, а смыслы – медленнее. Это вполне логично: его обработка требует гораздо большего времени, чем простое распознавание звука.
Важно отметить: исследование не просто фиксировало, как мозг обрабатывает слова и смыслы, но и как он это делает — с последовательной передачей между областями, с разной скоростью для всех уровней, с параллельной работой. Это значит, что подходы к обучению языка, к терапии после инсультов и к разработке речевых интерфейсов могли бы учитывать эту динамику, а не только обучать мозг идентифицировать звуки и слова. Такая перспектива открывает путь к новым практикам. Согласитесь, вдохновляет мысль, что наша способность понимать речь — не просто пассивный приём звуков, а активный, динамичный процесс.


