Шизофрения за рулём: как антипсихотики снижают риск ДТП в два раза
Исследователи обнаружили, что люди с шизофренией, которые вовремя и регулярно принимают антипсихотические препараты, в два раза реже становятся участниками автомобильных ДТП по сравнению с теми, кто бросает приём лекарств или пропускает дозы. Это говорит о том, что лечение влияет не только на симптомы психоза, но и на реальную безопасность — причём очень заметно. Авторы анализа — доктор медицины Джон Стэплс и его команда из Университета Британской Колумбии — изучали данные за 15 лет. Они взяли информацию о водителях с диагнозом шизофрения, попавших в ДТП с вызовом полиции. Всего в исследовании участвовали 1130 аварий. Для каждого случая сравнивали две 30‑дневные фазы: непосредственно перед аварией и тот же период ровно за год до неё.
Выяснилось, что за месяц до аварии люди в среднем принимали только около 70 % назначенных доз, а за контрольный период — около 76 % . А вот если пациент принимал лекарства каждый день — то шансов попасть в ДТП было в два раза меньше по сравнению с теми, кто совсем или почти совсем пренебрегал приёмом.
Сам доктор Стэплс подчеркнул: когда человек стабильно лечится, его способность к вождению заметно лучше. Он отметил, что шизофрения часто нарушает способность адекватно оценивать ситуацию, а нарушение концентрации или мышления — чревато последствиями за рулём. Врачи и родственники должны мотивировать пациентов не пропускать приёмы лекарств. А системе здравоохранения стоило бы вложиться в поддержку ответственности — например, через напоминания или сопровождение.
Другие эксперты, например профессор психиатрии Марк Рапопорт из Торонто, считают, что хотя это хорошее исследование, прописывать требования «либо‑либо» — принимать или лишаться прав — слишком упрощённо. Очень важно учитывать состояние и способность человека понимать, что он не должен садиться за руль без лекарства. Профессор психологии и нейронауки Саймон Шерри отметил, что вождение — это не просто навык, а символ свободы. И что антипсихотики помогают с памятью, концентрацией, мотивацией — а значит, и с безопасностью на дороге. Кроме того, он предположил, что сочетание терапии с медикаментами, например с когнитивно‑поведенческой терапией, могло бы дать ещё лучший эффект — но для этого нужны новые исследования.