Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь с нашими специалистами.
Время работы:
Стационар: 24/7
Консультации: с 8:00 до 18:00
Запись на консультацию:
Мы в соц. сетях:
RU
RU
Открыть меню
Мы в соц. сетях:
Время работы:
Стационар: 24/7
Консультации: с 8:00 до 18:00
Записаться на приём
Поиск среди 2184 наших статей. Найдется все!
Записаться на приём
RU
RU

Речь или музыка: что чаще слышат младенцы в первые годы жизни?

4
5-7 минут
Речь или музыка: что слышат младенцы в первые годы жизни?

Первые годы жизни ребенка — это период интенсивного развития, когда закладывается фундамент для будущих навыков и способностей. И одним из ключевых факторов, влияющих на это развитие, является звуковая среда, в которой растет малыш. Именно через слух младенец получает огромное количество информации об окружающем мире, учится различать звуки родного языка, распознавать голоса близких людей и реагировать на эмоциональные интонации.

Но что же преобладает в этой звуковой среде — речь или музыка? Этим вопросом задались исследователи из Университета Вашингтона, которые решили впервые напрямую сравнить количество музыки и речи, которые слышат дети в младенчестве. Для этого они проанализировали уникальный набор данных — дневные аудиозаписи, сделанные в домашней обстановке младенцев, изучающих английский язык, в возрасте 6, 10, 14, 18 и 24 месяцев.

Оригинальность этого исследования заключается в том, что вместо традиционных опросов родителей, которые склонны переоценивать количество своего общения с ребенком, ученые использовали объективный метод — записывающие устройства анализа языковой среды (LENA). Эти миниатюрные «диктофоны» позволяют документировать естественную звуковую среду младенца на протяжении целого дня, обеспечивая уникальное «окно» в его слуховой мир.

Полученные аудиозаписи, охватывающие до 16 часов в день в течение двух дней для каждого возраста, стали настоящей сокровищницей данных для исследователей. Но как «распознать» в этом море звуков речь и музыку? Для этого ученые обратились к помощи добровольцев через платформу гражданской науки Zooniverse. Слушателей просили определить, содержит ли каждый отрывок речь или музыку, исходит ли звук от живого человека или электронного устройства, и, наконец, предназначено ли звуковое сопровождение специально для ребенка.

Результаты этого масштабного анализа оказались весьма неожиданными. Выяснилось, что на всех этапах развития, от 6 до 24 месяцев, младенцы слышат значительно больше речи, чем музыки. Причем если процент речи, обращенной непосредственно к ребенку, со временем заметно увеличивался, то доля «детской» музыки оставалась стабильно низкой. Большинство музыкальных фрагментов, зафиксированных на записях, представляли собой фоновое звучание радио или других электронных устройств, не предназначенное специально для малышей.

Эти данные стали настоящим сюрпризом для исследовательской группы во главе с доктором Патришей Чжао, директором Лаборатории раннего слухового восприятия (LEAP) в Институте обучения и наук о мозге (I-LABS) Университета Вашингтона. «Мы были шокированы тем, как мало музыки обнаружилось в этих записях», — признается ученый. Ведь ранее в лабораторных условиях ее команда показала, что специальные музыкальные занятия, вовлекающие младенцев в активное взаимодействие с мелодией и ритмом, способны значительно усиливать их нейронные реакции на звуки речи.


Бесплатная онлайн консультация врача 👈

Так почему же реальная звуковая среда младенцев оказалась настолько бедна музыкой? Возможно, дело в том, что родители интуитивно чувствуют особую важность речевого общения для развития языковых навыков ребенка и уделяют ему больше внимания. А может быть, в суете повседневной жизни у взрослых просто не остается времени и сил на полноценные музыкальные занятия с малышом. Ведь для того, чтобы музыка приносила пользу детскому мозгу, она должна быть не просто фоном, а активным, увлекательным, мультисенсорным опытом, вовлекающим ребенка в движение и взаимодействие.

Безусловно, речь играет первостепенную роль в освоении родного языка и коммуникативном развитии ребенка. Многочисленные исследования показали, что количество и качество речевого общения, которое получает младенец, напрямую влияет на его дальнейшие языковые навыки. Но означает ли это, что музыке нет места в раннем развитии? Вовсе нет, считают авторы исследования.

По их мнению, музыка может вносить свой особый, независимый от речи вклад в когнитивное и эмоциональное развитие ребенка. Ведь она не только доставляет эстетическое удовольствие, но и тренирует слуховое восприятие, чувство ритма, координацию движений, стимулирует творческое самовыражение и укрепляет эмоциональную связь с близкими. Не случайно музыка является неотъемлемой частью культурного наследия всех народов мира и передается из поколения в поколение наряду с языком.

Конечно, данное исследование имеет свои ограничения. Прежде всего, оно охватывает довольно небольшую выборку детей из англоязычных семей США. Чтобы понять, насколько универсальны полученные результаты, необходимо расширить набор данных и включить в анализ младенцев из разных культурных и языковых сред. Кроме того, аудиозаписи не дают полной картины контекста, в котором происходит прослушивание музыки. Возможно, особые «музыкальные моменты» в жизни малыша просто не попали в объектив записывающего устройства.


Тем не менее, эта работа открывает новую страницу в исследовании ранней звуковой среды и ее влияния на развитие детей. Она показывает, что речь и музыка не обязательно идут рука об руку: в семье, где много разговаривают с ребенком, не всегда столь же активно занимаются музыкой, и наоборот. Это значит, что для гармоничного развития малыша важно сознательно включать в его распорядок дня не только чтение книжек и беседы, но и пение песен, танцы, игру на музыкальных инструментах.

Но главное, что хотели подчеркнуть своим исследованием ученые — это необходимость более внимательного и осознанного отношения к звуковому «меню» наших детей. Ведь каждый звук, который слышит младенец — это не просто колебание воздуха, а мощный стимул для его формирующегося мозга, закладывающий основу для дальнейшего роста и развития. И от нас, взрослых, зависит, будет ли это разнообразная, питательная и увлекательная «звуковая диета» или скудный рацион случайного фонового шума.

Так что, если вы хотите подарить своему малышу по-настоящему богатый слуховой опыт, не ограничивайтесь только разговорами и чтением вслух. Пойте ему колыбельные, танцуйте под веселые мелодии, показывайте, как звучат разные инструменты и предметы. Экспериментируйте со звуками, ритмами и тембрами, превращая музыку в увлекательную игру и язык общения. И тогда, возможно, в будущем подобные исследования покажут совсем другую картину — мир, где речь и музыка гармонично сплетаются в звуковой среде каждого ребенка, обогащая его ум, душу и сердце.

Использование материалов сайта означает согласие с нашим дисклеймером. Информация предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не является рекламой. Имеются противопоказания, обратитесь к врачу.
Подробнее…

Другие статьи об исследованиях:

📰 Заменители мяса: питательная ценность и роль в рационе
📰 Почему женщины живут дольше мужчин
📰 Семаглутид демонстрирует нефропротекторный эффект у пациентов с диабетом 2
📰 Воздействие пластика на беременных женщин и их будущих детей
📰 Ранние симптомы колоректального рака: на что обратить внимание
📰 Расстройства пищевого поведения: комплексный подход к лечению и выздоровлению
📰 Ключ к пониманию резистентности к таргетной терапии при немелкоклеточном раке легких
📰 Можно ли пить перед МРТ и что именно
Показать больше статей

4
12.06.2024
Исследования;

Комментарии:

Бесплатная консультация Получите бесплатную консультацию у профессора Хитарьяна и других врачей Подробнее

Рекомендации специально для Вас:

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ

Оставьте свои данные и наш оператор перезвонит вам в течение 15 минут в рабочее время или на следующий рабочий день

Идет отправка...
Заявка успешно отправлена! Мы скоро свяжемся с Вами
Извините, Вы уже заказали запись на приём. Дождитесь звонка от наших специалистов.
Произошла ошибка Отправить запрос не удалось